Заболевания / Бесплодие у мужчин

Бесплодие у мужчин

уролог-хирург,

руководитель Центра Урологии, Андрологии и Онкоурологии

Каждый человек должен в своей жизни сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка. Те, кому не удается последнее, расстраиваются больше всего.

Распространенная точка зрения — «если женщина не может забеременеть, значит, сама в этом виновата» — глубоко ошибочна. Ученые уже давно доказали, что мужское бесплодие встречается не реже, чем женское. Ситуация, казалось бы, немыслимая: у мужчины отличная эрекция, он неутомим в постели, чувствует себя абсолютно здоровым… и вдруг выясняется, что он — бесплоден. Поверить в это сложно. Тем не менее, такие случаи совсем не редкость.

Дело в том, что способность мужчины к воспроизводству целиком зависит от качества и количества спермы, а вовсе не от его сексуальной активности. Каждую секунду в мужском организме вырабатывается больше тысячи сперматозоидов. С момента наступления полового созревания и до самой смерти этот процесс идет непрерывно. И все для того, чтобы когда-нибудь самый быстрый и жизнестойкий сперматозоид добрался до женской яйцеклетки и оплодотворил ее. К сожалению, существует множество болезней и просто неблагоприятных факторов, которые способны вызывать сбои в этом процессе.

Причины
В основе мужского бесплодия лежат три проблемы: неполноценность сперматозоидов, резкое снижение их числа и нарушение их продвижения по семявыносящим путям и выброса наружу. Вызвать их, по самым скромным подсчетам специалистов, могут ни много, ни мало — 16 причин.

Наиболее часто встречающиеся причины мужского бесплодия:
Варикоцеле (16% случаев) — расширение вен яичка и семенного канатика (специального канала для вывода спермы, расположенного в мошонке). В результате варикоцеле повышается температура в яичках, происходит нарушение их работы, а, значит, повреждаются сперматозоиды. Травмы и дефекты половых органов мужчин (неопущение и перекручивание яичек) — 10-12%. Заболевания передающиеся половым путем (9.7% случаев). В первую очередь те, которые передаются половым путем: гонорея, сифилис, хламидиоз, трихомониаз и т.д. Но хуже всех половых инфекций действует на мужчин обычная детская болезнь паротит — «свинка». Воспаление мужских мочеполовых органов, например, простатит или уретрит. Сексуальные нарушения: нарушения эрекции, преждевременное семяизвержение и др. Иммунологические нарушения: при сбое иммунитета в организме начинается выработка особых веществ, которые способны повреждать собственные сперматозоиды. Гормональные нарушения, например, дефицит мужского полового гормона — тестостерона. Наконец, мужское бесплодие может быть вызвано целым рядом внешних причин: психоактивные вещества (алкоголь, табак, наркотики, некоторые медикаменты), плохая экология (радиация, пестициды, недостаток витамина С и цинка) и даже просто неаккуратное обращение с собственным организмом (слишком тугая одежда, частое посещение сауны, чрезмерное усердие в спортивных занятиях).

Как распознать?
Если не получилось зачать ребенка в течение одного года полноценной половой жизни без предохранения, то вероятность 30-40%, что проблемы с репродуктивной системой имеются у мужчины. Бесплодие — не болезнь, а состояние организма, поэтому четких внешних симптомов, по которым можно его распознать, не существует. Даже если мужчина будет часами сидеть над микроскопом, проверяя свои сперматозоиды на наличие дефектов и подсчитывая их число, ничего путного из этого не выйдет. Выявить причину бесплодия может только специалист, так что обязательно запишитесь на прием к врачу-андрологу (при этом не забудьте, что в бесплодной паре имеет смысл комплексное обследование обоих супругов).

Что касается андролога, то сначала он будет долго задавать вопросы о том, чем вы болели в детстве, какие операции перенесли, на каком вредном производстве работали, стоите ли на учете у венеролога и как давно заподозрили бесплодие. На следующем этапе врач посоветует вам сделать спермограмму, УЗИ половых органов и доплерографию сосудов, анализ крови на половые гормоны и проверка на инфекции. Могут также понадобиться: иммунологический анализ, анализ мочи и секрета предстательной железы.

Лечение
В первую очередь необходимо убрать причины, которые привели к бесплодию. Многие мужчины даже не подозревают, что причина может быть очень банальной: зачастую достаточно бывает просто сократить потребление вредных субстанций, вроде алкоголя и табака.

При дисбалансе гормонов назначают корректирующие гормональные препараты, при воспалении и инфекции — лечат саму болезнь, если проблемы с иммунитетом — занимаются им. От дефектов внутренних половых органов избавит хирургическая операция.

Сексуальные проблемы — поле деятельности сексологов (сексопатологов) и психотерапевтов. Главное, ни в коем случае не отчаивайтесь. В настоящее время практически все формы мужского бесплодия считаются излечимыми. На худой конец, всегда есть возможность зачать ребенка с помощью методов искусственного оплодотворения.

СПЕРМОГРАММА
Спермограмма — это лабораторное исследование спермы (эякулята) с целью выявления патологических изменений. В результате данного анализа чаще всего устанавливаются причины мужского бесплодия и урологические патологии.

При анализе спермы учитываются общие физические и химические показатели (цвет, запах, прозрачность, вязкость), клеточный состав, количество и активность сперматозоидов. В норме сперма имеет беловато-серый цвет и специфический запах. Это мутная и вязкая жидкость со слабощелочной реакцией. Объем ее не должен быть менее 2 мл, в противном случае можно говорить о пониженной функции яичек и половых желез, что может быть причиной бесплодия. Полное отсутствие спермы свидетельствует о патологии семявыводящих путей.

В основном в эякуляте содержатся сперматозоиды, но может быть и небольшое включение клеток крови — лейкоцитов и эритроцитов. Содержание в сперме крови, клеток эпителия, микроорганизмов или большого количества лейкоцитов и эритроцитов говорит об урологических заболеваниях.

Отсутствие в эякуляте сперматозоидов не считается патологией только в пожилом возрасте.

В норме количество сперматозоидов должно быть не менее 20 млн/мл. Пониженное содержание или полное их отсутствие является патологией. В процессе анализа спермы определяется и подвижность сперматозоидов. В норме количество подвижных клеток составляет более 60%, малоподвижных — до 20%, неподвижных — не более 10%. Уровень живых сперматозоидов в эякуляте должен превышать 80%. Количественное преобладание мертвых клеток над живыми свидетельствует о наличии заболеваний в мочеполовой сфере. Общее число сперматозоидов в эякуляте должно быть не менее 40 млн, большинство из которых — клетки с нормальным морфологическим строением. В рамках спермограммы может измеряться скорость движения сперматозоидов, количество среди них незрелых клеток и другие показатели.

Для максимальной достоверности результатов спермограммы необходимо подготовиться к сдаче анализа. Воздержание от интимных отношений должно составить не менее двух и не более пяти суток. Накануне не рекомендуется принимать лекарственные препараты, употреблять алкоголь, подвергаться воздействию солнца и других видов излучения, а также исключить тяжелые физические нагрузки.

Результаты анализа спермы способен правильно оценить только врач, так как это требует комплексного подхода. Свойства спермы могут значительно меняться под действием различных внешних и внутренних факторов, поэтому для подтверждения результата следует сделать повторную спермограмму. Сдача спермы на анализ не представляет особых сложностей и должна регулярно осуществляться каждым мужчиной, который ценит свое здоровье.