Заболевания / Стриктура уретры и ее лечение

Стриктура уретры и ее лечение

Весь спектр реконструктивно-пластических операций
Современные расходные материалы и оборудование
Микрохирургическая техника
Опытные хирурги-урологи

уролог-хирург,

руководитель Центра Урологии, Андрологии и Онкоурологии

Максим Александрович, что означает стриктура уретры и каковы ее причины?

Стриктура уретры - это патологическое сужение мочеиспускательного канала (уретры) на любом из его участков. Как правило, это болезнь мужчин, т. к. мочеиспускательный канал у них более подвержен различным заболеваниям в силу длины и анатомических особенностей.

Сужение бывает короткое или протяженное, единственное или множественное, может лишь немного уменьшать просвет канала, а может полностью его перекрыть.

Интересный факт

Основная причина смерти царя Петра I – стриктура уретры

Причин образования стриктуры уретры много. В первую очередь, это воспаление. Например, неоднократные половые инфекции — гонорея, хламидиоз. Или травма, когда человек получает удар или падает на промежность. Также отдельную группу составляют стриктуры, возникшие в результате врачебных манипуляций на уретре (травматичная катетеризация, длительное дренирование мочевого пузыря и др.).

А как проявляется стриктура уретры? Каковы ее симптомы?

Все симптомы стриктуры уретры обусловлены тем, что она суживает просвет мочеиспускательного канала. Если он сужен, то моча отходит с трудом, мочевой пузырь адекватно не сокращается, возникает застой мочи и нарушается работа всего организма. Вот почему стриктура уретры очень опасное заболевание.

Симптомы стриктуры уретры

• боль внизу живота
  • острая задержка мочи
  • затрудненное мочеиспускание
  • раздвоение струи мочи
  • кровь в моче
  • частое и болезненное мочеиспускание
  • чувство неполного опорожнения мочевого пузыря

Если вы заметили у себя хотя бы один из симптомов обязательно запишитесь на прием к урологу. Возможно, у вас стриктура уретры. В нашей клинике я выполню вам специальное рентгеновское исследование, которое поможет выявить или исключить наличие сужения.

Для нормальной работы всего организма крайне важен нормальный ток мочи из почки по мочеточнику в мочевой пузырь и далее по уретре наружу. Представьте, что канал сужен. Моча адекватно не выходит, появляется напряжение во всей мочевой системе, начинают страдать мочевой пузырь и почки, возникает хроническая почечная недостаточность, инфекция, простатит.

Далее, в связи с тем, что пациент сам нормально не мочится, ему выводят через живот трубку, по которой моча собирается в специальный мешок (мочеприемник), с которым он вынужден жить. Естественно, что качество жизни от этого заметно страдает. При этом многие пациенты даже не подозревают, что им можно помочь восстановить самостоятельное адекватное мочеиспускание.

Осложнения стриктуры уретры:

• цистит
  • простатит
  • цистостома (мочеприемник)
  • почечная недостаточность
  • неизлечимая инфекция
  • задержка мочи
  • кровотечение
  • нарушение семяизвержения
  • свищи
  • камни и грыжи мочевого пузыря
  • гидронефроз

Максим Александрович, каковы современные методы лечения стриктуры уретры?

К сожалению, без операции тут не обойтись. Эффективных консервативных способов избавиться от стриктуры уретры в настоящее время не существует. И это не только мое личное мнение, об этом говорит и пишет все научное медицинское сообщество. Что касается операций, то тут тоже не все так просто. Грустно, но во многих лечебных учреждениях до сих пор активно применяются крайне устаревшие методы лечения стриктуры уретры. Это в первую очередь, слепое бужирование уретры и внутриоптическая уретротомия. Эти манипуляции не только неэффективны, но и опасны возможным развитием грозных осложнений.

Если говорить о серьезном хирургическом лечении стриктуры уретры, в соответствии с рекомендациями Европейской и Американской ассоциации урологов, то здесь важно знать следующее. Очень многое зависит от протяженности и местонахождения стриктуры.

В настоящее время предложено достаточно большое количество весьма эффективных способов и методик. К примеру, если участок сужения небольшой, то я иссекаю его и сшиваю концы канала заново с использованием высокотехнологичного рассасывающего шовного материала. Если же стриктура более протяженная, то я выполняю реконструктино-пластическую операцию с использованием фрагмента слизистой щеки пациента. Да-да, не удивляйтесь. Эта ткань как нельзя лучше подходит для пластики уретры.

Внимание

Важным преимуществом нашей клиники является тот факт, что мы подбираем для каждого пациента оптимальный вариант хирургического лечения, который подходит именно ему. По поводу каждого случая мы собираем консилиум опытных хирургов и решаем, как помочь пациенту. И очень рады, когда самостоятельное мочеиспускание начинает приносить больному удовольствие.